Кафель Керамическая плитка

Кафель и Керамичекая плитка



Керамичекая плитка, безусловно, не является самым важным и главным строительным материалом. Но, в противовес камню, кирпичу, бетону и прочим, она обладает совершенно уникальным набором свойств, которые делают ее не менее популярным средством отделки и декора с незапамятных времен.

Современный термин «кафель» происходит от немецкого Kachel ['кахель] и буквально переводится как «изразец», т. е. керамическая плитка, которая раньше расписывалась вручную и которой чаще облицовывали печи. Но сама плитка появилась значительно раньше.

Первые образцы были найдены в Месопотамии времен III-го тыс. до н.э. и по своим размерам и форме напоминали мозаику, уже давно известную человечеству. Но ввиду высокой стоимости изготовления ею облицовывались преимущественно дворцы и местные храмы.

Было еще два существенных отличия: такая мозаика обладала целостным рисунком, присущим каждому отдельному куску, и была покрыта почти сантиметровым слоем глазури, который делал ее не только красивой, но необычайно прочной.

Её толщина была чуть меньше кирпича, а на лицевой стороне преобладал орнамент из различных узоров (чаще растительных, животных или геометрических).

Интересно, что современная керамическая плитка в восточном стиле сохранила немало общих черт с плиткой Двуречья, хотя и потеряла смысл очень многих использовавшихся в те времена символов.

К I-му веку до н.э. керамическая плитка приобрела вид более схожий с тем, что мы сегодня видим в магазинах. Но по-настоящему бурный расцвет плиточного производства произошел в Древнем Иране, который к I тыс. н.э. ввиду яркости красок и богатства сюжетов стал практически монополистом в этой области.

Так продолжалось почти до VIII-а века н.э., пока жившие и украшавшие свои храмы плиткой во многих городах Европы мусульмане не были изгнаны из Испании. В этот момент важные секреты ее изготовления попали к католическим священникам, которые, желая иметь самые красивые храмы в мире, дополнили технологию своими собственными изысканиями и добились невиданного доселе качества.

Но, вслед за домами Бога, людям хотелось так же изысканно оформить и свои жилища, и вскоре керамическая плитка получила повсеместное распространение. Случилось это во многом благодаря тому, что некоторые из ремесленников опытным путем заново открыли процесс её изготовления. Однако, эти экземпляры ни по прочности, ни по красочности не могли конкурировать с теми, что производились в церковных мастерских.

Итальянцы тоже внесли большой вклад в развитие облицовочной и отделочной керамики. Пришедший к ним по католическому «каналу» секрет производства керамической плитки к рубежу IX-Х веков воплотился в майолике, названной так из-за её производства на острове Майорка.

Дело в том, что на этом острове располагались большие залежи глины, и основание цехов по обжигу и последующему глазурованию керамической плитки на месте основной выработки было вопросом удобства. Не забудем и про Луку де ля Робия, благодаря которому эта плитка за счет технологичности процесса окраски и обработки вышла на новый уровень качества, за что его и считают родоначальником итальянской школы плиточного производства.